Вопрос или проблема
Устранение проблемы: Нам дана задача оптимизации; с производственными центрами, исходным аэропортом, аэропортами назначения, пунктами пересадки и, наконец, доставкой клиентам. Это лучше объясняется на следующем изображении.
Целевая функция 1:
Минимизировать затраты = затраты на запасы + транспортные затраты + штрафные затраты + затраты на погрузку/разгрузку
-
Затраты на запасы = стоимость запасов в исходном аэропорту + затраты на запасы в распределительных центрах
-
Транспортные затраты = стоимость транспортировки груза от производственного центра до исходного аэропорта (с помощью грузовиков) + стоимость транспортировки груза по маршрутам (с помощью авиаперевозок) + стоимость транспортировки груза от распределительного центра до пунктов пересадки (с помощью грузовиков) + стоимость транспортировки груза от пункта пересадки до клиентов (с помощью дронов)
-
Штрафные затраты = стоимость эксплуатации воздушных маршрутов и штрафные затраты за задержки
-
Затраты на погрузку/разгрузку = стоимость погрузки груза на грузовики в производственных центрах + стоимость разгрузки груза с грузовиков в пункте пересадки
Математическое решение (с использованием решателя IBM CPLEX / Docplex): Полный код на python (.ipynb файл) с формулировкой представлен по этой ссылке на Google Drive. Это дает оптимальное решение.
Запрос: Существует ли какой-либо нематематический, неформульный метод для решения данной проблемы? Что-то в духе обучения с подкреплением? Если также будет предоставлена какая-либо реализация, это будет вишенка на торте.
Чтобы сформулировать эту задачу для решения с помощью обучения с подкреплением (RL), сначала определите агента. Агент будет пробовать различные стратегии в среде. Стратегии, приводящие к более высоким вознаграждениям, будут использоваться чаще.
Эта задача относительно проста (для задачи RL), потому что среду можно смоделировать как направленный ациклический граф (DAG) с фиксированным набором дискретных узлов. Поиск стратегии методом перебора может оказаться эффективным.
Ответ или решение
Вопрос: Применение обучения с подкреплением к задачам оптимизации
Постановка задачи: У нас есть задача оптимизации, связанная с центрами производства, аэропортами отправления, аэропортами назначения, промежуточными пунктами и, наконец, доставкой к заказчикам. Основная цель заключается в минимизации издержек, включая затраты на хранение, транспортировку, штрафные санкции и загрузку/разгрузку.
Объективная функция 1:
Минимизировать затраты = затраты на инвентаризацию + затраты на транспортировку + штрафы + затраты на загрузку/разгрузку.
-
Затраты на инвентаризацию:
- Инвентаризационные затраты на аэропорту отправления + инвентаризационные затраты на распределительных центрах.
-
Затраты на транспортировку:
- Затраты на транспортировку грузов от центра производства к аэропорту отправления (грузовиками) +
- Затраты на транспортировку грузов по маршруту (самолетом) +
- Затраты на транспортировку грузов от распределительного центра к промежуточным пунктам (грузовиками) +
- Затраты на транспортировку грузов от промежуточного пункта к клиентам (дронами).
-
Штрафные санкции:
- Затраты на эксплуатацию авиамаршрутов и штрафы за задержки.
-
Затраты на загрузку / разгрузку:
- Затраты на загрузку грузов на грузовики в центрах производства + затраты на выгрузку грузов из грузовиков в промежуточных пунктах.
Математическое решение (с использованием IBM CPLEX): Полный код на Python доступен по следующей ссылке.
Запрос:
Существует ли метод решения этой проблемы, не основанный на математическом формализме и не требующий сложных вычислений? Возможно ли применение обучения с подкреплением (RL)? Если имеется реализация, это будет дополнительным плюсом.
Применение обучения с подкреплением к задаче оптимизации
Чтобы использовать подход обучения с подкреплением для решения данной задачи, мы должны сначала определить агента. Агент будет экспериментировать с различными политиками в заданной среде. Политики, которые приводят к высшим наградам, будут использоваться чаще.
Моделирование среды:
Эту задачу можно просто смоделировать как направленный ациклический граф (DAG) с фиксированным набором дискретных узлов. Узлы будут представлять различные этапы (центр производства, аэропорт отправления, распределительный центр, промежуточные пункты и т.д.), а ребра — маршруты транспортировки. Это позволит агенту принимать решения на каждом этапе.
Подходы к обучению с подкреплением:
-
Обучение с учетом политики (Policy Gradient):
- Мы можем использовать алгоритм, такой как REINFORCE, чтобы оптимизировать политику транспортировки грузов. Агент будет получать положительные награды, когда снижает затраты, и отрицательные — когда они увеличиваются.
-
Q-обучение (Q-Learning):
- Этот подход может быть использован для оценки оптимального действия в каждом состоянии. Состояние будет представлять текущее распределение ресурсов, а действия — различные маршруты и способы транспортировки. Основная цель заключается в максимизации ожидаемой награды.
-
Применение глубокого обучения:
- Использование архитектур нейронных сетей, чтобы оценить состояние и действия более эффективно. Это может помочь при сложных входных данных, таких как изменение цен на топливо или спрос на доставку.
Реализация
Вот пример кода, реализующего Q-обучение для задачи оптимизации.
import numpy as np
import random
# Определяем параметры
num_states = 10 # Количество состояний
num_actions = 5 # Количество действий
q_table = np.zeros((num_states, num_actions))
learning_rate = 0.1
discount_factor = 0.95
exploration_rate = 1.0
exploration_decay = 0.995
min_exploration_rate = 0.01
def choose_action(state):
if random.uniform(0, 1) < exploration_rate:
return random.randint(0, num_actions - 1) # Эксплорация
return np.argmax(q_table[state]) # Эксплуатация
def update_q_table(state, action, reward, next_state):
best_future_q = np.max(q_table[next_state])
q_table[state, action] += learning_rate * (reward + discount_factor * best_future_q - q_table[state, action])
# Основной цикл обучения
for episode in range(1000):
state = random.randint(0, num_states - 1) # Инициализируем случайным состоянием
done = False
while not done:
action = choose_action(state)
# Здесь необходимо реализовать логику перехода в следующей ситуации и расчета награды
next_state, reward, done = step(state, action)
update_q_table(state, action, reward, next_state)
state = next_state
exploration_rate = max(min_exploration_rate, exploration_rate * exploration_decay)
print("Сбой прогресса Q-таблицы:")
print(q_table)
Заключение
В заключение, обучение с подкреплением предлагает альтернативный, не математический подход к решению задачи оптимизации, связанной с логистикой и распределением ресурсов. Хотя реализация может требовать времени на обучение и настройку, возможности для адаптации и гибкости в таких решениях делают их привлекательными для сложных систем, подобных вашему примеру.