Вопрос или проблема
В следующем, похоже, должно быть совершенно очевидно компилятору, что деструктор ничего не делает:
struct Foo
{
char* p = new char;
~Foo()
{
if (p) delete p;
}
};
int main()
{
{
Foo f;
delete f.p;
f.p = nullptr;
}
}
Для компилятора это должно выглядеть как эквивалент следующего:
char* c = new int;
delete c;
c = nullptr;
if (c) delete c;
Разница в том, что это должно выполняться, потому что оно в деструкторе? Я предполагаю, что условная проверка может быть оптимизирована во втором примере, но не в первом, потому что она в деструкторе, но я не уверен.
Ответ или решение
Да, компилятор может оптимизировать код, но его способность делать это зависит от контекста и специфики управления ресурсами в языке C++. Рассмотрим данную ситуацию более подробно.
Анализ кода
В приведённом коде структура Foo
содержит указатель p
, который выделяет память в конструкторе и освобождает её в деструкторе. Но при этом, в main()
, перед вызовом деструктора, память уже освобождается с помощью delete f.p;
, а указатель f.p
устанавливается в nullptr
. Это создаёт ситуацию, где деструктор должен выполнять проверку условия if (p) delete p;
, однако указатель p
был обнулён до вызова деструктора.
Оптимизация компилятора
Полная картина
В обычных условиях, компиляторы, такие как GCC, Clang или MSVC, применяют разные техники оптимизации, чтобы улучшить производительность программ. Одним из ключевых принципов оптимизации является удаление неэффективного и ненужного кода. Однако, когда дело доходит до деструкторов, оптимизации могут быть ограничены по нескольким причинам:
-
Обременение безопасности: Деструкторы автоматически вызываются, когда объекты выходят из области видимости, и компилятору необходимо гарантировать, что освобождение ресурсов произойдёт. Даже если логика кажется избыточной, в некоторых ситуациях она может быть важной для корректного освобождения ресурсов.
-
Статус указателя на момент вызова: Компилятор не может с полной уверенностью знать состояние указателя
p
в момент вызова деструктора. Даже если программа явно задаётnullptr
, компилятор, в целях безопасности, предпочитает сохранить условие проверки. Это также связано с тем, что деструктор может вызываться в разных контекстах, где состояние объекта может отличаться. -
Механизм работы с исключениями: В C++ деструкторы могут вызываться в ходе обработки исключений, и код внутри деструктора должен быть безопасным в любой момент времени. Это ограничивает возможности компилятора для оптимизации кода, так как он должен гарантировать корректную работу и освобождение ресурсов даже в случае возникновения ошибок исполнения.
Сравнение с другим кодом
Ваше предположение относительно второго примера — выделение и освобождение c
, где код выглядит как:
char* c = new int;
delete c;
c = nullptr;
if (c) delete c;
Здесь компилятор имеет более ясную картину, потому что c
явно освобождается, и если он был обнулён, то проверка if (c)
может быть оптимизирована. Однако при работе с объектами и их деструкторами ситуация всегда более сложная. Компиляторы могут избавиться от лишнего кода, но только если они уверены в том, что это не нарушит корректность программы во всех возможных сценариях.
Заключение
Таким образом, компилятор может оптимизировать проверки и участки кода, но не всегда может сделать это в случае деструкторов из-за различных факторов, включая безопасность, исключения и неопределённость состояния указателя. Это может привести к тому, что, несмотря на явную избыточность, компилятор оставит проверку в деструкторе. Важно помнить, что оптимизация — это не всегда лишь вопрос производительности, но и соблюдение строгих стандартов безопасности и корректности.