Неужели именно поэтому проект может не скомпилироваться, если два заголовка включают друг друга?

Вопрос или проблема

Я пытаюсь понять, почему два взаимно включаемых заголовка (каждый заголовок включает другой) не работают так, как вы могли бы ожидать. Мне было интересно, правильны ли мои рассуждения:

Если у вас есть FooHeader.h:

#pragma once
#include "BarHeader.h"

struct Foo { Bar bar; };

И BarHeader.h:

#pragma once
#include "FooHeader.h"
struct Bar { Foo foo; };

Причина, по которой это может не скомпилироваться, заключается в следующем:

Допустим, у вас есть main.cpp, который:

#include "BarHeader.h"

int main() { }

Теперь препроцессор выполняет свою работу, заменяет “BarHeader.h” так, чтобы она выглядела так:

|remove|
#include "BarHeader.h"

|add|
#include "FooHeader.h"
struct Bar { Foo foo; };

int main() {}

Хорошо, это шаг 1. Но у препроцессора все еще есть работа, чтобы заменить “FooHeader.h”, так что следующий шаг будет:

|remove|
#include "FooHeader.h"

|add|
#include "BarHeader.h"
struct Foo { Bar bar; }

struct Bar { Foo foo; }

int main() {}

Теперь файл выглядит так:

#include "BarHeader.h"

struct Foo { Bar bar; }

struct Bar { Foo foo; }

int main() {}

У него все еще есть include, НО, так как этот заголовочный файл уже был включен, он не включает его снова, так что конечный результат будет:

struct Foo { Bar bar; }
    
struct Bar { Foo foo; }
    
int main() {}

Вот почему возникают проблемы с компиляцией, верно?

Неужели это не решилось бы, если бы препроцессор просто переместил уже включенный заголовок на место его самого верхнего/первого появления в файле? То есть что-то вроде: “Я вижу, что уже включил тебя, но ты был включен здесь, так что я перемещу его сюда, и тогда все будет в порядке.”? Это решило бы проблему, верно?

#include "BarHeader.h"

int main() { }

превращается в

// #include "BarHeader.h"
#pragma once // BarHeader
#include "FooHeader.h"
struct Bar { Foo foo; };

int main() { }

Затем мы расширяем директиву #include

// #include "BarHeader.h"
#pragma once // BarHeader
// #include "FooHeader.h"
#pragma once // FooHeader
#include "BarHeader.h"

struct Foo { Bar bar; };
struct Bar { Foo foo; };

int main() { }

теперь мы расширяем #include "BarHeader.h" – это ничего не делает, потому что #pragma once "BarHeader.h" уже был оценен, и мы включили "BarHeader.h".

// #include "BarHeader.h"
#pragma once // BarHeader
// #include "FooHeader.h"
#pragma once // FooHeader
// #include "BarHeader.h"

struct Foo { Bar bar; };
struct Bar { Foo foo; };

int main() { }

и мы получаем ошибку.

Ваше правило “переместить в самое раннее место” не имеет смысла – мы уже находимся в процессе BarHeader.h, когда сталкиваемся с другим include BarHeader.h. Вы не можете “перемотать” его.

Методы для решения этой проблемы легко понять.

Более того, ваш конкретный пример невозможно решить никаким порядком заголовков. Вы не можете иметь класс A внутри класса B, потому что классы в C++ являются фактическими экземплярами класса, а не ссылками на класс (как в C#/Java и т.д.).

Правила предварительного объявления на самом деле существуют, чтобы помочь избежать круговых определений структуры.

Ответ или решение

Вопрос о том, почему проект может не компилироваться при взаимном включении заголовков, особенно актуален для разработчиков, работающих с языком программирования C++. Давайте подробно рассмотрим основные причины, по которым это происходит, а также подходы к решению данной проблемы.

Анализ проблемы

Когда у вас есть два заголовочных файла, которые включают друг друга, происходит так называемая "циклическая зависимость". В приведенном вами примере у нас есть два заголовка:

  1. FooHeader.h:

    #pragma once
    #include "BarHeader.h"
    
    struct Foo { Bar bar; };
  2. BarHeader.h:

    #pragma once
    #include "FooHeader.h"
    
    struct Bar { Foo foo; };

Как работает препроцессор

Когда компилятор обрабатывает main.cpp, который включает BarHeader.h, препроцессор начинает разворачивать зависимости. Первым делом он включает содержимое BarHeader.h, что приводит к включению FooHeader.h, где находится определение структуры Foo. Однако внутренняя часть FooHeader.h также пытается включить BarHeader.h, тем самым создавая циклическую ссылку.

Вот как это происходит пошагово:

  1. main.cpp включает BarHeader.h.
  2. Препроцессор находит BarHeader.h и включает его содержимое.
  3. Внутри BarHeader.h есть #include "FooHeader.h", и снова идет замена.
  4. Теперь начинает обрабатываться FooHeader.h, который включает BarHeader.h, и процесс повторяется.

Проблема с определения типов

На этом этапе возникает основная проблема: в Foo { Bar bar; } структура Bar уже определена. Однако, когда компилятор видит struct Bar { Foo foo; };, он сталкивается с тем, что Foo в своем определении ссылается на Bar, создавая циклическую зависимость.

Как можно решить эту проблему

Для решения проблемы циклической зависимости в C++ рекомендуется использовать предварительное объявление. Это позволяет компилятору знать, что такая структура уже существует, и избежать необходимости загружать полное определение при каждом включении.

Вот как можно изменить ваши заголовочные файлы:

  1. В FooHeader.h:

    #pragma once
    
    struct Bar; // Предварительное объявление структуры Bar
    
    struct Foo {
       Bar* bar; // Используйте указатель на Bar, чтобы избежать циклической зависимости
    };
  2. В BarHeader.h:

    #pragma once
    
    struct Foo; // Аналогично, предварительное объявление структуры Foo
    
    struct Bar {
       Foo* foo; // Используйте указатель на Foo
    };

Заключение

Как мы видим, проблема взаимного включения заголовков, действительно, может привести к ошибкам компиляции, связанным с циклическими зависимостями между структурами. Использование предварительных объявлений является эффективным способом управления этими зависимостями и позволяет компилятору работать более эффективно, минимизируя вероятность возникновения ошибок.

Таким образом, мучительный процесс компиляции можно упростить, используя предобъявления и избегая взаимных включений заголовков. Это значительно улучшит читаемость кода и упростит его поддержку.

Оцените материал
Добавить комментарий

Капча загружается...