Обучение с подкреплением, примененное к задаче оптимизации

Вопрос или проблема

Устранение проблемы: Нам дана задача оптимизации; с производственными центрами, исходным аэропортом, аэропортами назначения, пунктами пересадки и, наконец, доставкой клиентам. Это лучше объясняется на следующем изображении. Устранение проблемы

Целевая функция 1:
Минимизировать затраты = затраты на запасы + транспортные затраты + штрафные затраты + затраты на погрузку/разгрузку

  1. Затраты на запасы = стоимость запасов в исходном аэропорту + затраты на запасы в распределительных центрах

  2. Транспортные затраты = стоимость транспортировки груза от производственного центра до исходного аэропорта (с помощью грузовиков) + стоимость транспортировки груза по маршрутам (с помощью авиаперевозок) + стоимость транспортировки груза от распределительного центра до пунктов пересадки (с помощью грузовиков) + стоимость транспортировки груза от пункта пересадки до клиентов (с помощью дронов)

  3. Штрафные затраты = стоимость эксплуатации воздушных маршрутов и штрафные затраты за задержки

  4. Затраты на погрузку/разгрузку = стоимость погрузки груза на грузовики в производственных центрах + стоимость разгрузки груза с грузовиков в пункте пересадки

Математическое решение (с использованием решателя IBM CPLEX / Docplex): Полный код на python (.ipynb файл) с формулировкой представлен по этой ссылке на Google Drive. Это дает оптимальное решение.

Запрос: Существует ли какой-либо нематематический, неформульный метод для решения данной проблемы? Что-то в духе обучения с подкреплением? Если также будет предоставлена какая-либо реализация, это будет вишенка на торте.

Чтобы сформулировать эту задачу для решения с помощью обучения с подкреплением (RL), сначала определите агента. Агент будет пробовать различные стратегии в среде. Стратегии, приводящие к более высоким вознаграждениям, будут использоваться чаще.

Эта задача относительно проста (для задачи RL), потому что среду можно смоделировать как направленный ациклический граф (DAG) с фиксированным набором дискретных узлов. Поиск стратегии методом перебора может оказаться эффективным.

Ответ или решение

Вопрос: Применение обучения с подкреплением к задачам оптимизации

Постановка задачи: У нас есть задача оптимизации, связанная с центрами производства, аэропортами отправления, аэропортами назначения, промежуточными пунктами и, наконец, доставкой к заказчикам. Основная цель заключается в минимизации издержек, включая затраты на хранение, транспортировку, штрафные санкции и загрузку/разгрузку.

Объективная функция 1:

Минимизировать затраты = затраты на инвентаризацию + затраты на транспортировку + штрафы + затраты на загрузку/разгрузку.

  1. Затраты на инвентаризацию:

    • Инвентаризационные затраты на аэропорту отправления + инвентаризационные затраты на распределительных центрах.
  2. Затраты на транспортировку:

    • Затраты на транспортировку грузов от центра производства к аэропорту отправления (грузовиками) +
    • Затраты на транспортировку грузов по маршруту (самолетом) +
    • Затраты на транспортировку грузов от распределительного центра к промежуточным пунктам (грузовиками) +
    • Затраты на транспортировку грузов от промежуточного пункта к клиентам (дронами).
  3. Штрафные санкции:

    • Затраты на эксплуатацию авиамаршрутов и штрафы за задержки.
  4. Затраты на загрузку / разгрузку:

    • Затраты на загрузку грузов на грузовики в центрах производства + затраты на выгрузку грузов из грузовиков в промежуточных пунктах.

Математическое решение (с использованием IBM CPLEX): Полный код на Python доступен по следующей ссылке.

Запрос:

Существует ли метод решения этой проблемы, не основанный на математическом формализме и не требующий сложных вычислений? Возможно ли применение обучения с подкреплением (RL)? Если имеется реализация, это будет дополнительным плюсом.


Применение обучения с подкреплением к задаче оптимизации

Чтобы использовать подход обучения с подкреплением для решения данной задачи, мы должны сначала определить агента. Агент будет экспериментировать с различными политиками в заданной среде. Политики, которые приводят к высшим наградам, будут использоваться чаще.

Моделирование среды:

Эту задачу можно просто смоделировать как направленный ациклический граф (DAG) с фиксированным набором дискретных узлов. Узлы будут представлять различные этапы (центр производства, аэропорт отправления, распределительный центр, промежуточные пункты и т.д.), а ребра — маршруты транспортировки. Это позволит агенту принимать решения на каждом этапе.

Подходы к обучению с подкреплением:

  1. Обучение с учетом политики (Policy Gradient):

    • Мы можем использовать алгоритм, такой как REINFORCE, чтобы оптимизировать политику транспортировки грузов. Агент будет получать положительные награды, когда снижает затраты, и отрицательные — когда они увеличиваются.
  2. Q-обучение (Q-Learning):

    • Этот подход может быть использован для оценки оптимального действия в каждом состоянии. Состояние будет представлять текущее распределение ресурсов, а действия — различные маршруты и способы транспортировки. Основная цель заключается в максимизации ожидаемой награды.
  3. Применение глубокого обучения:

    • Использование архитектур нейронных сетей, чтобы оценить состояние и действия более эффективно. Это может помочь при сложных входных данных, таких как изменение цен на топливо или спрос на доставку.

Реализация

Вот пример кода, реализующего Q-обучение для задачи оптимизации.

import numpy as np
import random

# Определяем параметры
num_states = 10  # Количество состояний
num_actions = 5  # Количество действий
q_table = np.zeros((num_states, num_actions))
learning_rate = 0.1
discount_factor = 0.95
exploration_rate = 1.0
exploration_decay = 0.995
min_exploration_rate = 0.01

def choose_action(state):
    if random.uniform(0, 1) < exploration_rate:
        return random.randint(0, num_actions - 1)  # Эксплорация
    return np.argmax(q_table[state])  # Эксплуатация

def update_q_table(state, action, reward, next_state):
    best_future_q = np.max(q_table[next_state])
    q_table[state, action] += learning_rate * (reward + discount_factor * best_future_q - q_table[state, action])

# Основной цикл обучения
for episode in range(1000):
    state = random.randint(0, num_states - 1)  # Инициализируем случайным состоянием
    done = False
    while not done:
        action = choose_action(state)
        # Здесь необходимо реализовать логику перехода в следующей ситуации и расчета награды
        next_state, reward, done = step(state, action)
        update_q_table(state, action, reward, next_state)
        state = next_state

    exploration_rate = max(min_exploration_rate, exploration_rate * exploration_decay)

print("Сбой прогресса Q-таблицы:")
print(q_table)

Заключение

В заключение, обучение с подкреплением предлагает альтернативный, не математический подход к решению задачи оптимизации, связанной с логистикой и распределением ресурсов. Хотя реализация может требовать времени на обучение и настройку, возможности для адаптации и гибкости в таких решениях делают их привлекательными для сложных систем, подобных вашему примеру.

Оцените материал
Добавить комментарий

Капча загружается...