Случайные леса дают высокое R², но низкое R² при прогнозировании другого набора данных.

Вопрос или проблема

Я создал модель, которая должна обучаться на сложном и большом наборе данных. Дело в том, что эта модель показывает R² 95%, когда я проверяю её предсказания на том же датафрейме, на котором она была обучена (я использовал кросс-валидацию с аргументом 3). Как только я пробую (с её предыдущими “знаниями” из первого обучения) на другом датафрейме, её R² снижается до 42%. Оба датафрейма из одной системы с одинаковыми переменными. Вот мой конвейер и кросс-валидация

pipe = Pipeline([
    ('scale', StandardScaler()),
    ('model', RandomForestRegressor(n_estimators=450)) 
])

mod = GridSearchCV(estimator=pipe,
            param_grid={'model__n_estimators': [50, 100, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 450, 500]},
            cv=3)

mod.fit(X_cleaned, y_cleaned)

Может ли быть, что это переобучение?

Ответ или решение

Конечно! Давайте разберем вашу ситуацию подробно и профессионально. Вы находитесь в ситуации, когда модель на основе случайных лесов демонстрирует высокое значение коэффициента детерминации R² на обучающем наборе данных, но значительно снижает свое качество предсказания на новом наборе данных. Эта проблема может иметь несколько объяснений, и мы постараемся рассмотреть их все, чтобы дать вам наиболее исчерпывающее понимание.

Теория

Случайные леса и их характеристики

Случайный лес — это ансамблевый метод машинного обучения, который объединяет множество деревьев решений для увеличения общей точности модели. Основными преимуществами случайных лесов являются их высокая точность, устойчивость к переобучению и способность прекрасно справляться с созданием предсказательных моделей для сложных данных. Однако, как и любой метод, они имеют свои недостатки и особенности.

Переобучение и его признаки

Основная проблема, с которой вы, возможно, сталкиваетесь, заключается в переобучении модели (overfitting). Переобученная модель демонстрирует отличные результаты на тренировочных данных, но плохо обобщает при использовании новых, невиданных ей данных. Переобучение может происходить в результате чрезмерной настройки модели на характеристики тренировочного набора данных, включая шум.

Пример

Предположим, что у вас есть два набора данных с идентичными переменными, но они были собраны в разное время или при различных условиях эксперимента. Ваши тренировочные данные могут содержать специфические корреляции или шум, которые случайный лес «подхватит», но они могут не присутствовать или быть выражены по-другому в новом наборе данных. Таким образом, тренировка модели на одном наборе данных может не позволить ей обобщать информацию правильно для нового набора данных.

Применение

Подходы для решения проблемы

  1. Проверка на наличие переобучения:

    • Для начала, попробуйте оценить важность признаков. Если ваша модель выделяет только несколько признаков как важные, это может означать, что модель слишком настроилась на эти признаки.
    • Увеличьте количество тестов по перекрестной проверке (cross-validation), чтобы оценить устойчивость модели. Вы используете cv=3, возможно, стоит попробовать cv=5 или cv=10.
  2. Регулировка параметров модели:

    • Сократите количество деревьев (n_estimators), чтобы проверить, улучшит ли это обобщающую способность модели. Иногда меньшее количество деревьев может помочь модели лучше обобщать новую информацию.
    • Проверьте параметры разветвления деревьев, такие как глубина дерева (max_depth) или минимальное количество образцов в листе (min_samples_leaf).
  3. Анализ данных:

    • Проверьте, есть ли разница в распределении значений признаков между вашим тренировочным и тестовым набором данных. Статистические тесты, такие как тест Колмогорова-Смирнова, могут быть полезны.
  4. Дополнительные трансформации:

    • Рассмотрите возможность использования методов понижения размерности, таких как PCA, чтобы выявить ключевые компоненты данных, которые могут иметь существенное значение.
  5. Использование различных метрик:

    • Вместе с R², рассмотрите использование других метрик качества модели, таких как MAE (средняя абсолютная ошибка) или RMSE (корневое среднеквадратическое отклонение), которые могут предложить другую перспективу на производительность модели.
  6. Альтернативные модели:

    • Если вышеуказанные рекомендации не приводят к улучшению, рассмотрите возможность использования других моделей, таких как Gradient Boosting или XGBoost, которые могут предложить лучшие результаты при тех же данных.

Долгосрочные рекомендации

Процесс машинного обучения субъективен, и каждая проблема уникальна. Важно оставаться гибким и открытым для экспериментов с различными методами и настройками модели. Регулярное обновление знаний и изучение новых подходов играет большую роль в успешной реализации проектов машинного обучения.

В случае необходимости более глубокого анализа стоит обратиться к специалистам в области науки о данных, которые могут предложить детальный аудит вашего процесса построения модели. Такой подход может существенно сократить время на поиск и внедрение оптимальных решений.

Оцените материал
Добавить комментарий

Капча загружается...