Вопрос или проблема
В основном я использую видеокарту GTX1080 с 4 мониторами. Два из них – 4k. Это работает нормально в большинстве случаев, но многие игры невозможно играть в родном разрешении 4k.
Установка разрешения на 1080p значительно улучшает частоту кадров, но изображение размытое, так как я не использую родное разрешение.
То, что я ищу, – это способ заставить видеокарту рендерить в 1080p, а затем масштабировать каждый пиксель в 4 пикселя. Это сделало бы экран таким же, как 1080p экран того же размера.
Также Nintendo Switch тоже рендерит в 1080p, но каким-то образом его изображение на этом же мониторе совсем не размытое.
.
Ответ или решение
Обсуждая возможности апскейлинга пострендеринга в Ubuntu для видеокарты GTX1080 с четырьмя мониторами, в числе которых два 4K-дисплея, мы сталкиваемся с несколькими техническими вызовами. Владельцы таких систем часто желают снизить разрешение в играх до 1080p для достижения лучших показателей производительности. Однако, стандартное изменение разрешения приводит к размытости изображения, так как используется не нативное разрешение экрана. Здесь важно понять, что вы хотите добиться: рендеринга игры с разрешением 1080p и последующего качественного апскейлинга до 4K, без потери четкости, которая обычно ассоциируется со стандартными методами масштабирования.
Теория
Апскейлинг в данном контексте — это процесс увеличения разрешения изображения после его рендеринга, чтобы оно соответствовало разрешению дисплея. Например, изображение, отрендеренное с разрешением 1920×1080 пикселей, затем увеличивается до 3840×2160 пикселей для отображения в нативном разрешении 4K.
Это достигается путем различных алгоритмов интерполяции и апскейлинга, которые контролируют, как добавляются дополнительные пиксели, чтобы заполнить больший экран. В мире игр нативное разрешение имеет большое значение, так как помогает избежать размытия и сохраняет четкость текстур. Устройство, такое как Nintendo Switch, использует высокоэффективные методы апскейлинга, которые способны компенсировать ухудшение качества при изменении разрешения, в том числе и с использованием специализированного аппаратного обеспечения.
Пример
Подобный функционал в некоторых случаях реализуется такими технологиями, как NVIDIA Image Scaling (NIS) или Deep Learning Super Sampling (DLSS), доступными на современных видеокартах NVIDIA. DLSS, например, использует алгоритмы машинного обучения для повышения качества изображения и увеличения разрешения, не увеличивая при этом нагрузку на графический процессор. Это достигается за счет предобученной модели, которая фактически «угадывает» недостающие пиксели.
Для видеокарт, аналогичных вашей GTX1080, технологии, такие как DLSS не поддерживаются, но существует альтернативный подход. NVIDIA Image Scaling или другие программные решения на Linux могут быть использованы для пострендерного апскейлинга.
Применение в Ubuntu
Первый шаг — убедиться, что используемые вами драйвера NVIDIA наиболее актуальны. В Ubuntu драйвера NVIDIA можно устанавливать и обновлять через графический интерфейс или командную строку. Через графический интерфейс можно управлять драйверами в разделе "Дополнительные драйверы" ("Additional Drivers") в "Параметрах системы" ("System Settings").
-
NVIDIA Image Scaling в Ubuntu:
- NVIDIA Image Scaling (NIS) — один из вариантов реализации, которая позволяет выполнять пострендерный апскейлинг. Хотя NIS предназначена в первую очередь для Windows, возможно её использование в некоторых Linux-дистрибутивах, и Ubuntu не является исключением. Однако, официальной поддержки от NVIDIA для NIS в Linux нет, и потребуется использование настроек драйвера или стороннего программного обеспечения для достижения оптимального результата.
-
Использование Proton/Steam Play:
- Steam Play с использованием Proton может стать решением для запуска игр с поддержкой улучшенного апскейлинга. Proton совместим с DirectX-видеоиграми на Linux и часто обновляется, а также позволяет изменять графические настройки, которые могут включать улучшенные алгоритмы масштабирования.
-
Сторонние программы и утилиты:
- Существуют утилиты в Linux, которые предоставляют базовые функции масштабирования. Например, gamescope — это легковесный композитор, который может быть использован для запуска игр в оконном режиме с последующим масштабированием. Он предназначен для работы с такими средами как SteamOS. Хотя gamescope не может в полной мере конкурировать с проприетарными технологиями как DLSS, это может быть хорошим началом для изучения решений в открытом программном обеспечении.
-
Wayland и X11:
- В зависимости от того, какую систему отображения вы используете (X11 или Wayland), могут быть доступны разные инструменты для масштабирования. Wayland, например, может предлагать более гладкие методы масштабирования, чем X11, благодаря своим архитектурным особенностям, но все еще может быть ограниченным в доступных инструментах участия в настройке игр.
Заключение
В поисках эффективного метода апскейлинга после рендеринга в Ubuntu с GTX1080 и 4K-мониторами, рекомендуется изучить, какой из программных решений больше всего подходит для вашего сценария. Хотя Linux имеет некоторые ограничения в инструментах, сравнимых с определенными технологиями Windows, правильное использование современных драйверов, потенциальных решений через Steam Play и утилит, таких как gamescope, могут значительно улучшить качество изображения для игр в неродном разрешении.